Школа структурной соционики

Научного Соционического Общества

 
 
   

П. Е. Цыпин

О функциональной специализации каналов модели А.

Модель А информационного метаболизма содержит 8 каналов, каждый из которых заполнен определенным информационным аспектом в соответствии с конкретным ТИМом. Сами по себе каналы модели имеют определенные присущие им свойства, не зависящие от того, какие аспекты в них расположены. К важнейшим из этих свойств относятся: акцептность / продуктивность (или непрерывность / дискретность), а также инертность / контактность (расположение канала в инертном или контактном блоке модели А).

Акцептные каналы отличаются непрерывным действием, то есть находятся в процессе переработки информации практически постоянно. Они являются начальными звеньями причинно-следственных связей модели А – то есть связаны с причинами. В этих каналах информация как бы "варится", то есть находится в процессе обработки. Аспекты, находящиеся в акцептных каналах, - предмет постоянных размышлений, постоянного сканирования в поисках нового, интересного, значимого.

Аспекты, расположенные в продуктивных каналах модели А, по мере накопления информации на акцептных элементах, продуцируют новые сведения и переосмысливают имеющиеся. Продуктивные элементы информационного метаболизма – это всегда следствия из акцептных. Продуктивные элементы отражают собственное мнение человека, его вклад в общее информационное поле. Это переработка его личного опыта и взглядов. Разговоры на темы продуктивных элементов информационного метаболизма очень часто начинаются со слов: "я считаю", "я уверен, что", "мне представляется / кажется", "мое мнение…", в то время как по акцептным элементам мы апеллируем к фактам действительности и коллективному разуму.

Расположение канала в инертном блоке модели А указывает на слабость его связи с внешним по отношению к человеку информационным полем; это своего рода внутренняя информационная среда, то есть зона самостоятельного осмысления информации.

Контактный блок, напротив, имеет прямой выход на внешнюю информационную среду и либо настроен на впитывание из неё сигналов по соответствующему аспекту, либо на внесение в эту среду новой, ценной, значимой информации собственного "производства".

В целом инертные каналы менее адаптивные, чем контактные; им нужно время, чтобы немного обработать, "переварить" информацию; контактные каналы работают быстрее.

Комбинация двух признаков классификации каналов модели А даёт четыре группы каналов.

1. Акцептные инертные – I и VII. Назовём их аналитическими [3]. Аспекты, оказавшиеся в этих каналах, подвергаются постоянному анализу, изучению, проверке соответствия различным нормам, как социальным, так и личным. Результаты этого анализа чаще всего заметны лишь опосредованно – через результаты работы соответствующих продуктивных аспектов. Например, у результаты работы его -VII можно отследить по -VIII. В целом, работа аналитических каналов отличается некоторой незаметностью для окружающих, которым может казаться, что никакой ментальной работы там не производится. Особенно это справедливо для аспекта .

2. Акцептные контактные – III и V. Можно назвать их всасывающими. Н. Чаур считает, что они соответствуют приему информации [3]. По информационным аспектам, находящимся в этих каналах, происходит постоянное впитывание, всасывание всей доступной информации из внешней среды без какого-либо предварительного анализа и оценки. Есть сведения – их нужно получить, а разбираться, насколько они справедливы, будем потом. При обосновании такой информации преобладают ссылки на авторитеты: "сказали…", "в газете писали…", "по радио передавали…". Естественно, информация по всасывающим каналам не отличается упорядоченностью, это просто набор сведений, более или менее полезных для функционирования индивида в социальной среде.

3. Продуктивные инертные – IV и VI. Название, вполне подходящее для этой группы каналов, - шаблонные. Здесь получает осмысление информация, накопленная в соответствующих акцептных каналах. Здесь делаются выводы, но – для самого индивида, а не для общества. Эти выводы человек оставляет при себе и считает своими шаблонами и эталонами, которые постепенно множатся и формируют систему стереотипов мышления в императивной форме. Например, у : -IV и -VI – "надо быть стойким, выносливым, уметь терпеть лишения и неудобства". На вопрос, кому и почему "надо", ответа не последует. Основная аргументация здесь – личный опыт, воспитание и ценности окружающего социума. Человек так (то есть посредством аспектов в IV и VI каналах модели А) понял окружающий социум. Этот последний повернулся к нему именно такой стороной: к и – сенсорной, к и – этической и т.д.

4. Продуктивные контактные – II и VIII. Их разумно назвать манипулятивными. Это наиболее подвижные и гибкие каналы. Информационными аспектами, находящимися в них, мы легко и непринужденно делимся с обществом, как бы помогаем ему. Но, с другой стороны, и свободно манипулируем им с помощью соответствующей информации – часто в своих собственных интересах. Например, -II: "создам такую классификацию, какую захочу, а не захочу, - вообще не будет никакой классификации". Или -II: "создам такую систему отношений в коллективе, какую сочту нужной; а могу и вовсе всех перессорить" и т.д.

В целом, эти каналы позволяют осуществлять творчество новых информационных массивов – но только на основе сведений по соответствующим акцептным каналам. Информационные аспекты, расположенные в манипулятивных каналах, наиболее заметны для наблюдателей; это то, что человек легко демонстрирует, и потому кажется, что он силен именно этим. На самом же деле все "успехи" манипулятивных элементов подготовлены информационной базой аспектов аналитических каналов.

Рассмотрим, как работают четыре группы каналов, исходя из их аспектного наполнения о всех моделях А ТИМов.

, , , .

Аналитические и . В зоне постоянного внимания и осмысления – свои и чужие шансы на успех, расход времени на различные дела, скорость и ритм происходящих событий, степень перспективности и своевременности различных дел. Эта информация накапливается и со временем (с возрастом) превращается в огромную базу данных, из которой всегда можно черпать необходимые сведения.

, , , .

и всасывающие. Постоянно впитывается информация из внешней среды по вопросам питания, здоровья, эстетики, стиля, силы / слабости различных людей, о характеристиках окружающего пространства и расположенных в нем объектов. Иными словами, эти сведения всегда поглощаются "с аппетитом". Людям этих ТИМов свойственен неослабевающий интерес ко всему физическому в широком смысле слова.

, , , .

и шаблонные. Характерно накапливание личного опыта и социальных установок, связанных с моралью, нравственностью, гармоничным эмоционированием, влиянием на окружающих, обоснованием мотивации чужих поступков. Эти накопленные установки обычно некритично используются в мышлении и поведении – как готовые образцы или примеры для подражания.

, , , .

и манипулятивные. Наблюдается легкость в обращении с информацией технологического характера, с различными классификациями, структурами, формулами, документацией. Легко оказывают соответствующую помощь окружающим; склонны изобретать свои варианты технологий, документации, схем и т.п. Эти новшества иногда стараются навязать (в более или менее мягкой форме) окружающим.

, , , .

и аналитические. Практически постоянно анализируют, обдумывают информацию о внешнем виде различных объектов в пространстве, эстетике, силе и слабости людей, их кинетической энергии, осмысляют сведения о здоровье, питании, сексуальности; обдумывают свои и чужие желания и потребности.

, , , .

и всасывающие. Постоянно выискивают и "усваивают" любую информацию интуитивного характера – о перспективах и возможностях достижения успеха, о планах других людей, о прогнозах на будущее, сведения о расходе времени на различные дела. Не склонны относиться критично к информации такого рода, иногда воспринимают слишком буквально чужие домыслы и сомнительные проекты.

, , , .

и шаблонные. В процессе жизнедеятельности неустанно накапливают разнообразные технологические стандарты, связанные с материальными предметами – как правильно с ними обращаться, как грамотно разбираться в соответствующей документации. Формируют также шаблоны поведения в иерархических общественных структурах.

, , , .

и манипулятивные. Весьма легко и непринужденно формируют отношения в коллективах, где находятся; всегда готовы дать морально-нравственную оценку любому общественному явлению какого угодно масштаба – от семейного до государственного и мирового, и поделиться с окружающими своим пониманием поступков людей. Легко меняют свои оценки людей и их мотивации, исходя из обновлений в исходной информации по соответствующим акцептным каналам модели А.

, , , .

и аналитические. Постоянно перерабатывают и осмысляют информацию о степени эффективности различных технологий и деловых начинаний, о работе с разнообразной документацией технического и административного характера. Анализируют и копят сведения о том, как работают иерархические социальные структуры; любят изучать технические новшества, стараются знакомиться с любыми доступными передовыми технологиями.

, , , .

и всасывающие. Не отмахиваются ни от какой информации, связанной с настроением окружающих людей, впитывают любые сведения морально-нравственного характера. Чужие эмоциональные проявления могут принимать слишком близко к сердцу, а к этическому программированию извне относиться чрезмерно серьезно. Им всегда любопытно, кто, как к кому относится (и почему относится именно так), какова мотивация поведения людей в тех или иных ситуациях. Отношение к этим сведениям – праздное, наивное, некритичное и не аналитическое.

, , , .

и шаблонные. Накапливают жизненный опыт и информационную базу, связанную с физическим существованием человеческого организма в различных условиях: как правильно питаться, как эффективно лечиться, как защищаться от нападений и отстаивать свою территорию и собственность, как поддерживать надлежащий (одобряемый социумом) внешний вид. Сведения такого рода доводят до уровня императивов и стараются им следовать, редко принимая во внимание текущую ситуацию.

, , , .

и манипулятивные. С радостью делятся с окружающими своими предположениями и прогнозами. Любят манипулировать чужим временем, из лучших побуждений стремятся "раскрыть человека", развить его возможности. Готовы всем построить индивидуальные планы достижения успеха. Воспринимают время как гибкое, пластичное, в которое можно втиснуть практически любое количество событий. Это понимание времени часто транслируют окружающим. Иногда склонны считать свои собственные ресурсы и возможности безграничными.

, , , .

и аналитические. Постоянно проводят анализ своих и чужих эмоциональных проявлений и настроений, а также морально-нравственных оценок поступков окружающих. Часто держат свои моральные соображения при себе, пока не увидят необходимости в их распространении. С легкостью разбираются в чужой мотивации поступков, имеют обширную коллекцию человеческих характеров и свойственных им мотивов поведения.

, , , .

и всасывающие. Жадны к любой информации о материальных предметах и связанных с ними технологиями и алгоритмами. Следят за разнообразными сведениями о работе общественных структур, уважают документы, продуцируемые ими. Любят слушать научно-популярные рассказы из разных источников о технике и неживой природе, относятся к ним некритично. Обожают цифры, расписания и другую аналогичную точную информацию, но далеко не всегда практически используют эти сведения.

, , , .

и шаблонные. Параллельно с получением жизненного опыта накапливают сведения, как разумно, эффективно и целенаправленно расходовать своё время; культивируют свои собственные нормы расхода времени на различные дела. Стараются также следовать тому, что считают "правилами" талантливости для человека. Имеют в своем распоряжении "типовые" правила выхода из сложных ситуаций, которым следуют слишком рьяно и без учета текущих обстоятельств.

, , , .

и манипулятивные. С удовольствием делятся с окружающими информацией о поддержании гармоничного внешнего вида, о правильном питании, лечении; любят демонстрировать свою эстетичность, выносливость, привлекательность, сексуальность и уверены, что зрители в состоянии эти достоинства оценить. Склонны манипулировать кинетической энергией окружающих, в частности, приказывать, повелевать и добиваться исполнения своих указаний разнообразными методами, в разработке которых демонстрируют завидную изобретательность. Часто выступают в роли защитников справедливости, слабых и угнетенных, и готовы предложить таким людям свою кинетическую энергию.

Из анализа расположения информационных аспектов в каналах модели А с различным функциональным назначением видно, что ТИМы, связанные отношениями полной противоположности (общих интересов) [2] имеют идентичное аспектное наполнение каналов одного функционала. У этих ТИМов одни и те же аналитические, всасывающие, шаблонные и манипулятивные аспекты. Это указывает на значительный резонанс в отношениях полной противоположности, а он, в свою очередь, обеспечивает взаимопонимание партнеров. В меньшей степени резонанс по функциональному назначению каналов модели имеет место в отношениях: родственных, миражных, полудуальных.

Литература.

1. Аугустинавичюте А. Теория признаков Рейнина. Очерки по соционике // „Соционика, ментология и психология личности”, 1998, №1-6.

2. Цыпин П. Е. Энциклопедия отношений. – М.: Черная Белка, 2005.

3. Чаур Н. Лица и маски. – М.: Черная белка, 2003.