Школа структурной соционики

Научного Соционического Общества

 
 
   

П. Цыпин

О проведении соционического интервью.

Обозначим этические каноны проведения соционического интервью.

1. Целью соционического интервью является создание у исследователя полной и объективной картины психической реальности испытуемого.

2. Вопросы должны быть построены так, чтобы они воспринимались однозначно.

3. Вопросы должны быть «финишными», то есть не вызывающими новых вопросов.

4. Вопросы не следует нацеливать на самооценку «качества» испытуемого: например, «способны ли вы к точным наукам?» или «любили ли вас школьные учителя?». На такие вопросы невозможно ответить объективно. Бесполезны вопросы типа «какие качества вы в себе цените?» или «какие качества вы в себе ненавидите, изживаете?». Ответы на них индивидуальны и не связаны с ТИМом: один человек «ценит» то, что символизирует его программная функция, другой – «обожествляет» качества своей творческой функции; многие отдают предпочтение достижениям в области СУПЕРЭГО. Ответы на последние два вопроса несут отпечаток социальных норм, которые соционически незначимы.

5. Вопросы соционического интервью не должны нести провокационный подтекст, указывать на те или иные пороки, недостатки испытуемого. Даже вопрос «что для вас важнее: процесс или результат действий?» не столь безобиден: он раскрывает некоторые комплексы, связанные с желанием достичь большего успеха в делах.

6. Обстановка типирования должна быть непринужденной, без «ситуации экзамена», когда человек чувствует себя под обстрелом придирчивых «гуру» соционики.

7. В случае возникновения неясностей при ответе на вопрос следует попросить у типируемого пояснений, а не домысливать за него «что бы он мог сказать».

8. Если типируемый по каким-либо причинам отказывается отвечать на вопрос или перед ответом долго сомневается, вопрос нужно снять; нельзя «продавливать» желательный для соционика ответ.

Анализируя ответы, нужно иметь в виду, что варианты ТИМов приблизительны и могут встречаться отклонения. Например, в принципе счесть себя предприимчивым может любой человек, даже принадлежащий к ТИМам , , . Ему хочется таким казаться, и соционик вовсе не застрахован он «наигранных» ответов. Но на самом деле то, что человек хочет быть или казаться предприимчивым, не менее важно, чем если он предприимчив на самом деле.

Любое желание – это позыв к деятельности, к проработке аспектов, расположенных в потенциальных блоках модели А, и нужно, проведя социодиагностику, направить человека на сознательный путь самосовершенствования. Именно в этом видится главное назначение любого знания о человеке, в том числе и соционики.