Школа структурной соционики

Научного Соционического Общества

 
 
   

А. Трехов, П. Цыпин.

О корректном понимании дихотомии интуиция / сенсорика.

Определения и заблуждения.

"Интуиция – отвлеченное восприятие мира в целостных образах и картинах фантазии" [4, стр. 186].

"Сенсорика – функция конкретного восприятия мира через органы чувств"[4, стр. 187].

Согласно этому определению выходит, что интуиты либо имеют от природы "недоразвитые" органы чувств, либо не умеют ими пользоваться. Оба варианта интерпретации явно дискриминируют интуитов, особенно учитывая их чисто "отвлеченное восприятие мира" и непреодолимую склонность рисовать "картины фантазии". Получается, что интуит – это человек, получающий слабые или даже искаженные сигналы от органов чувств (он, наверно, плохо видит, слышит, обоняет, осязает) и вдобавок к этому затуманивает свою картину мира постоянным беспочвенным фантазированием. Стало быть, интуит – это инвалид, причем как с физической, так и психической точки зрения.

"Сенсорик – воспринимает мир конкретно, живет "здесь и теперь", ценит комфорт и умеет его создать, стремится к практической деятельности, предпочитает получить результаты своего труда в материальном воплощении.

Интуит – характеризуется целостным восприятием действительности, мечтатель и романтик, экспериментатор и генератор множества идей, порой неосуществимых. Бывает рассеян, непредсказуемые возможности предпочитает реальной выгоде."[5, стр. 57]

Что же, получается, примерно половина человечества "не ценит комфорт"? Конечно, нет! Интуиты – такие же люди, как и сенсорики, и также любят наслаждаться комфортом – в приемлемом для каждого из них варианте. Мало того, постоянно встречаются сенсорики, особенно ТИМов , , , ведущие спартанский образ жизни, обожающие суровые походы и другие "сенсорные испытания". Они склонны считать традиционный "буржуазный", "европейский комфорт" уделом "хлюпиков" и "неженок". А вот последние как раз чаще всего оказываются интуитами, особенно с в качестве суггестивной или активационной функции.

Далее, совершенно непонятно, почему интуиты генерируют неосуществимые идеи? В чем неиссякаемый источник их "идиотизма"? Разумнее было бы сказать, что интуиты – в силу их естественной ориентации на контроль временных параметров – склонны генерировать идеи на будущее, то есть предназначенные для реализации через определенный промежуток времени. Однако, идеи интуитов очень часто ориентированы на настоящее, например, во многих фирмах успешно трудятся маркетологи (да и прочих специальностей менеджеры) ТИМов , , , мгновенно предоставляющие целый набор решений для сложной ситуации. Без их идей и методов современный бизнес вряд ли бы смог существовать.

Наконец, что же это за человек, который "непредсказуемые возможности предпочитает реальной выгоде"? Неужели находятся граждане, добровольно от "реальной выгоды" отказывающиеся? Таких встречать не приходилось, ни среди сенсориков, ни среди интуитов. Никакой, даже самый "безнадежный" интуит, от выгоды, идущей ему в руки (с той или иной степенью вероятности), не откажется! Другое дело, возможности будущих выгод его живо интересуют, и он всегда готов продумать или обсудить свои финансовые планы или, по крайней мере, надежды. Но это совершенно не мешает интуиту зарабатывать деньги в текущей ситуации. Но, следует заметить, что интуит, в силу своей фундаментальной ориентации на время, более терпелив в ожидании поступления средств, чем сенсорик. Интуит – всегда стратег, готовый подождать, пока окупятся вложенные им затраты и реализуются инициированные им мероприятия.

"По направленности в своей деятельности – практической и теоретической – людей можно различить по их принадлежности к полюсам шкалы "сенсорика – интуиция".

Сенсорики – это люди конкретных ощущений. У них хорошо развита пространственная ориентация, благодаря хорошо развитым органам чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания). Сенсорики очень практичны, не могут обходиться без физической активности, движения, умеют многие вещи делать своими руками. Очень внимательны к своей внешности, вопросам здоровья, комфорта и питания. Мотивируются, главным образом, материальными стимулами. Если Вы в целом больше действуете, чем размышляете, то Вы – сенсорик.

Интуиты … - это люди воображения и фантазии. Они живут не столько сегодняшним днем, сколько перспективами. Им не хватает практичности и заземленности, больше занимают отвлеченные проблемы, чем реальное положение дел. Они чаще мотивируются интересными делами и неординарными людьми, чем материальной выгодой и мгновенной отдачей. Часто не уделяют должного внимания своему здоровью и внешности. Если Вы больше размышляете, чем действуете, то Вы – интуит."[3, стр. 20]

Тенденциозное, на наш взгляд, определение. Прежде всего, интуиты точно также, как и сенсорики, способны испытывать "конкретные ощущения" и перерабатывать информацию, поступающую непосредственно от органов чувств. Затем, пространственная ориентация (например, в городе) функционально зависит от целого набора аспектов: от (ощущение окружающего пространства – "близко / далеко" и пр.), от (ориентация по картам и схемам), от (представление структуры местности по зрительным впечатлениям и картам). Заметим, что на так называемый "топографический кретинизм" жалуются представители самых разных ТИМов, в том числе , , . Успешно ориентироваться в пространстве можно и не имея сенсорных аспектов в блоке ЭГО.

Далее, получается, что интуиты "могут обходиться без физической активности" и не слишком внимательны к своей внешности и своему здоровью. Что же, им собственное здоровье неинтересно? Физическая активность и спорт привлекают интуитов никак не меньше, чем сенсориков: для них это зона саморазвития и прекрасная возможность поддерживать себя в форме. Но, кстати сказать, множество профессиональных спортсменов в "небоевых" видах спорта имеют интуитивные ТИМы – чаще всего , , , , .

Наконец, просто смешно выглядит "дихотомия" "размышление / действие". Возникает вопрос: а можно ли в принципе только размышлять или только действовать? Однозначно нет. Значит, у любого человека есть определенный (и естественный) баланс размышления и действия. Период размышления дает возможность эффективно действовать; период действий вызывает необходимость раздумий. Стоит ли высчитывать проценты: сколько времени приходится на действие, сколько на размышление? Очевидно, это бессмысленно. Из определения следует, что сенсорики склонны бездумно действовать, а интуиты – просто бездельники, "Иванушки-дурачки", лежащие на печи, погрузившись с головой в бесплодные размышления. Имеет ли это своеобразное распределение людей отношение к соционическим признакам? Нет, ни малейшего!

Наше определение:

Интуиция – преимущественная настроенность сознания на восприятие и переработку информации об объектах во времени.

Сенсорика – преимущественная настроенность сознания на восприятие и переработку информации об объектах в пространстве.

Следовательно, данная дихотомия определяет направленность сознания, подход к оценке явлений. Сенсорный подход: явления принципиально не меняются и всегда будут такими как сейчас, то есть фактор времени игнорируется (полностью или частично). Интуитивный подход: явления постоянно изменяются под воздействием различных факторов и главным образом под воздействием времени как такового; для интуита окружающий мир непостоянен, "ненадежен". Отметим, что ни один из подходов не может считаться более успешным, чем другой – они имеют разные сферы применения: сенсорный подход к реальности предназначен для управления пространством и его характеристиками, а интуитивный – для управления явлениями во времени. Никакой конкурентной борьбы здесь не может быть.

Анализируемую дихотомию очень точно характеризуют термины "тактика" и "стратегия". Под тактикой понимаем приоритет решения сиюминутных задач, под стратегией – перспективную оценку происходящего, постоянное соотнесение текущего момента с планами на будущее. Подробное изложение темы "тактика / стратегия" имеется в статье [7]. Здесь приведем лишь одну цитату из трудов Аушры Аугустинавичюте:

"Они (интуиты) отличаются стратегическими способностями и большим спокойствием и трезвостью в отношении всего происходящего, но вместе с тем медлительностью. Сенсорики отличаются тактическими способностями: быстротой решений, темпом и ритмом жизни, деловитостью" [1, стр.236].

Если представлять рассматриваемую дихотомию примитивно, то характерен будет следующий пример. Некий "типичный" сенсорик поссорился с неким "типичным" интуитом, дело дошло до рукоприкладства и сенсорик без особого труда вышел победителем. Сенсорик в данной ситуации склонен считать, что его противник повержен навсегда, что если аналогичная ситуация повторится, то он снова легко победит. Интуит же сделает из произошедшего совсем другие выводы: он вполне способен начать заниматься спортом или самообороной, и когда снова возникнет силовой конфликт, то противник может совершенно неожиданно для себя натолкнуться на ожесточенное сопротивление. Вывод: если рассматривать ситуацию с позиции "здесь и сейчас", то выигрывает обычно сенсорик; если брать во внимание перспективу и возможности, предоставленные временем, то победа может оказаться на стороне интуита. Сенсорик не склонен верить, что кто-то или что-то может серьезно измениться: кто был слабым, по его мнению, останется слабым всегда.

Классическим примером из истории, иллюстрирующим дихотомию интуиция / сенсорика, является Отечественная война 1812 года. Сенсорик Наполеон Бонапарт, захватив большую территорию враждебного государства и заняв его столицу, был уверен, что победил, но фактор времени сработал против него, и победа в конечном итоге досталась Кутузову (), объективно оценившему динамику происходящего и возможности развития военно-стратегической ситуации.

Ожидание.

Сенсорики не умеют ждать, практически ничего не извлекают от ожидания. Типичный сенсорик в ожидании обычно делается агрессивен. Интуит при ожидании беспокоится, только если ожидание "съедает" какие-либо конкретные его возможности. Если ожидание в плане дел "безобидно", он ждет спокойно или даже с удовольствием: ведь по мере протекания времени автоматически приближается достижение цели. Интуиты часто рассуждают на тему "рано или поздно…", подразумевая, что планируемые события все равно случатся в тот или иной момент, и беспокоиться незачем.

Неопределенность.

При прочих равных условиях сенсорик гораздо сильнее беспокоится в условиях неопределенности, чем интуит. Для сенсорика определенность – это полная ясность всех обстоятельств дела, для интуита же определенность – это наличие хотя бы отдельных блоков информации; интуит склонен домысливать или экстраполировать из имеющихся информационных блоков недостающие.

С чем можно спутать.

Интуиция может быть принята за иррациональность из-за своеобразного свойственного ей "нежесткого" планирования. Планируют все люди, но планы сенсориков предельно конкретны и исходят из состояния дел на текущий момент. Планы интуитов изначально исходят из понимания ими перспективы и могут не иметь прямой связи с текущим состоянием дел.

Фактор среды обитания.

Часто рассматриваемую дихотомию связывают со степенью бытовой практичности людей: сенсорики "всегда практичны и аккуратны", интуиты сплошь неряхи и неумехи. Надеемся, что из вышерасположенного текста ясно отсутствие корреляции между сугубо бытовыми понятиями и соционическими дихотомиями. Заметим только, что наличие или отсутствие "сенсорных навыков" есть функция среды обитания. Например, очевидно, что люди, постоянно живущие в сельской местности, вдали от современной городской цивилизации, с детства владеют технологиями сельского хозяйства, садоводства, умеют колоть дрова, доить коров и т.п. независимо от их ТИМа.

Аналогично, многие сенсорики – коренные жители современных мегаполисов не имеют указанных навыков, их сенсорика обращена больше в сторону эстетики, ухода за собой. Наконец, попади любой – даже самый "сильный" - интуит в жесткие условия отдаленных районов, он относительно быстро научится тому, что будет необходимо. Нет никакой "патологической" неспособности интуитов к развитию "сенсорных навыков", есть просто нежелание или неактуальность такого развития. Приведем здесь позицию В. Гуленко:

"Функциональные состояния могут быть детерминированными: вытекающими из возраста. Наблюдениями, в частности, установлено, что в детском возрасте наиболее наполнены сенсорные функции, в молодом – этические, в зрелом – логические, в пожилом – интуитивные. Однако, такие приспособления могут быть и произвольными – наступающими вследствие целенаправленного приспособления индивида к внешней среде. Если учитывать динамическую сторону типа, то не вызывает сомнения следующее требование к социодиагностике: в ходе идентификации определять следует не абсолютные, а относительные значения выраженности той или иной функции. Из этого следует, что возможны этики, более эффективно решающие локальные логические задачи, чем логики. … . Также возможны … такие сенсорики, которые более мечтательны, чем иные интуиты. И наоборот, практичность некоторых интуитов может в той или иной ситуации превосходит заземленность среднего сенсорика" [2].

Диагностика.

Здесь существенную помощь могут оказать характеристики внешности и телосложения человека. Соответствующая информация приведена в [6]. Отметим только, что для эффективного контроля объектов в пространстве необходимо более или менее крепкое телосложение; для контроля же объектов во времени "достаточно" и слабой телесной конституции.

Литература

1. Аугустинавичюте А. Соционика: Введение / Сост. Л. Филиппов. М. – СПб., АСТ, 1998.

2. Гуленко В. В. Исчезнуть, чтобы появиться вновь // Соционика, ментология и психология личности, №3, 1995.

3. Мегедь В. В., Овчаров А. А. Учитесь эффективно управлять людьми. – Ровно: ППФ "Волинскi обереги", 2000.

4. Румянцева Е. А. На пути к взаимопониманию: соционика – учителям и родителям. – М.: Армада-пресс, 2002.

5. Филатова Е. С. Соционика для всех. Наука общения, понимания и согласия. – СПб.: Б&К, 1999.

6. Цыпин П. Е. Технологии успешного типирования. – М.: Доброе слово: Черная белка, 2005.

7. Цыпин П. Е. Базис Юнга и подлинный базис соционики или Частичное перепрограммирование соционических функций // Соционика, ментология и психология личности, №3, 2005.