Школа структурной соционики

Научного Соционического Общества

 
 
   

Цыпин П.Е

Процедура проведения соционического интервью.

Практическое проведение типирования, как правило, имеет форму интервью, аналогичное тому, которое проводят кадровики при отборе кандидатов на вакантные позиции. Интервью при типировании состоит из нескольких блоков.

1-й блок. Знакомство.

Типируемый появляется, и всё внимание специалиста направляется на его внешний вид:

- фигуру, телосложение

- походку

- одежду

- пришел вовремя или опоздал

- манеру держать себя («презентация»)

На этом этапе можно делать первоначальные предположения по отдельным дихотомическим признакам. Например, люди с тщательно отработанной презентацией, выглядящие уверенно и жизнерадостно в данной ситуации (не слишком комфортной!), умеющие себя подать, дают аргумент в пользу экстраверсии. К людям крепкого телосложения легко подходят сенсорные «диагнозы».

Однако, необходимо помнить, что на этапе первичного знакомства на первый план выходит блок СУПЕРЭГО модели А, и наблюдатель получает продукцию аспектов, расположенных именно в этом блоке.

В первые моменты общения люди часто ведут себя по 3-й (нормативной) функции модели А своего ТИМа. Вряд ли стоит ожидать, что уже через несколько минут знакомства с вами, индивид сполна проявит своё ЭГО. Этот блок еще необходимо выявить или включить в работу.

2-й блок. Беседа.

Она включает:

- краткий рассказ типируемого о себе; на основании этой информации можно выявить, что для него принципиально важно, а что – второстепенно.

- вопросы на содержание различных блоков и функций модели А; отмечаем яркие ответы. Основные темы вопросов: работа, быт, отношения, планы на будущее, увлечения, финансовая стратегия. Особое внимание нужно обращать на степень уверенности индивида в его ответах.

- анализ структуры речи: темп, ритм, уровень эмоциональности, жестикуляции, акценты, идиоматические выражения. Например, использование пословиц и поговорок типа «не суйся в воду, не зная броду» или «один в поле не воин» характеризует признак «негативизм».

- постоянное наблюдение за невербальными сигналами: что человека смущает, что радует, что пугает.

На этом этапе проведения интервью исследователь приближается к содержанию блока ЭГО типируемого.

3-й блок. Тестовые задания, рисунки.

К нему прибегают при наличии времени или по необходимости. Помимо собственно оценки выполненных заданий наблюдаем темп и ритм работы.
Быстрая, беглая работа характерна для экстравертов.

4-й блок. Формулировка гипотез о ТИМе индивида.

Одна или несколько гипотез обосновываются специалистом и обсуждаются с типируемым. В ходе беседы проводится проверка гипотез по модели А и важнейшим признакам Аугустинавичюте-Рейнина.

5-й блок. Формулировка окончательного «диагноза» и заключительное слово типируемого.

Желательно итоговый ТИМ детализировать до подтипа с кратким обоснованием. В случае несогласия типируемого с предложенным диагнозом нужно предусматривать время для дополнительных вопросов или консультаций.

Пример:

В помещении появляется типируемый: мужчина примерно 35 лет, среднего роста, обращает на себя внимание исключительно правильная осанка, почти военная выправка; одет строго, аккуратно. Мгновенно сориентировался в помещении, без приглашения снял верхнюю одежду и развесил её, самостоятельно занял место за столом, без дополнительного приглашения представился. Жесты резкие, походка быстрая, решительная.

Первое впечатление: рациональность (о ней свидетельствует осанка), экстраверсия (быстрая ориентация в новом месте); по жестам и походке заметен линейно-напористый темперамент.

Беседа, вопросы: занимается техническим консалтингом в сфере информационных технологий, к технике интерес был всегда (логика). Своей текущей работой доволен, оплата принципиально важна, каждые 100 долларов – на счету, не может себе позволить получать меньше других, хочет всегда быть лидером в своем коллективе, демонстрирует жесткую ориентацию на профессионализм (сенсорика, экстраверсия). Человеческие отношения в рабочем коллективе для него не очень интересны, говорит: «работы много, разговаривать некогда» (логика). Развлекаться любит «по полной программе»: стремится к активному отдыху, элитным развлечениям, «чтобы все было самое-самое» (экстраверсия, сенсорика). К новым проектам, даже самым заманчивым, относится недоверчиво, в начале любой работы нервничает, потом втягивается и чувствует себя спокойнее (негативизм). Старается быть пунктуальным и не срывать намеченных сроков работы; в качестве примера стрессовой ситуации для себя привел «пробки на дорогах», которые заставляют опаздывать (вероятно, располагается в 4-м или 7-м канале модели А).

Тестовые задания (ответы на вопросы) выполнил быстро, даже слегка поспешно, без особого интереса (экстраверсия); было заметно, что устное интервью гораздо интереснее «писанины».

Сформулирована гипотеза . Объяснение и проверка у типируемого возражений не вызвали; он с результатом диагностики согласен (в ходе проверки по признакам АР была выявлена рассудительность: «сперва стараюсь подробно обсудить все детали работы, все варианты, всё для себя понять, а потом уже начинаю действовать»).

Устанавливаем подтип по темпераментным особенностям: подтипного восприимчиво-адаптивного темперамента по внешним признакам и поведению не видно, напротив, активность, решительность и готовность к большим энергозатратам, а также внешние признаки указывают на классический линейно-напористый темперамент. Следовательно, подтип – логико-интуитивный.

Итак, с согласия типируемого формулируем окончательный «диагноз»: (ЛСЭ), подтип с усиленным левым блоком модели А (логико-интуитивный).