Школа структурной соционики

Научного Соционического Общества

 
 
   

Цыпин П. Е.

Личное и соционное в признаках Рейнина-Аушры: развитие идеи.

Введение.

А. В. Трехов в своей статье "Личное и соционное в признаках Рейнина-Аушры" изложил фундаментальную идею о различном проявлении признаков на личном и соционном уровне. Нижеприведенная таблица эту идею наглядно представляет

Признак

Личное

Соционное

Структура речи(новые знания/старые знания)

статика/динамика

квестимность/деклатимность

Целеполагание (приоритет цели/приоритет метода)

иррационалы/рационалы

правые/левые

Энергетический режим энергозатратность/энергосбережение)

экстраверты/интроверты

позитивисты/негативисты

Фильтры восприятия (внешнее/внутреннее)

сенсорика/интуиция

логика/этика

Общественные стратегии (расточители/накопители)

рассудительные/решительные

веселые/серьезные

Характер общественных контактов (меценаты/дипломаты)

тактики/стратеги

конструктивисты/эмотивисты

Ритм жизни (ситуативность/предопределенность)

беспечные/предусмотрительные

уступчивые/упрямые

Первичная задача этой статьи – развить идею о различии личного и соционного в проявлении признаков АР. Но рассматриваемая идея настолько богата, что удалось выявить ряд следствий, одним из которых является отличный от общепринятого взгляд на ТИМ.

Определения.

Прежде всего, несколько слов о том, что такое личное, социальное и соционное.
Личное – это реализация индивидом своих планов и программ вне контекста соционных задач и активной социальной деятельности.
Социальное – это реализация индивидом какой-либо деятельности в рамках общества и в тесном контакте с подсистемами общества, но вне контекста соционной роли его ТИМа.

Соционное – это реализация индивидом соционной роли (или миссии) своего ТИМа в рамках деятельности тех или иных социальных структур. Соционная миссия заключается прежде всего в исполнении "межквадровой" роли программатора, реализатора, координатора или накопителя с учетом возможного "дрейфа" в любую квадру. Также соционная миссия может быть просто связана с реализацией аспектов ведущего блока ТИМа.

Очевидно, социальное много шире соционного. Например, имеется индивид ТИМа . Когда он идет на кухню готовить себе, скажем, пельмени или размышляет, в какой автосервис поехать чинить машину, то проявляется личное. Когда тот же работает на рынке и продает картошку, то проявляется социальное, но не соционное, так как означенная работа никак не коррелирует ни с ролью программатора, ни с аспектами ЧЕРНАЯ ЭТИКА и БЕЛАЯ ИНТУИЦИЯ. Наконец, если наш трудится в качестве главного редактора журнала и определяет его политику и "идеологию", то тут работает соционное.

Кстати, большинство знаменитостей реализовали свои соционные потенциалы как на уровне межквадровых ролей, так и на уровне аспектов блока ЭГО.

Анализ таблицы.

Прежде всего, заметим, что любой признак так или иначе проявляется на обоих уровнях – личном и соционном. Весь вопрос, на каком уровне признак проявляется заметно, рельефно, интенсивно. Таблицу и следует понимать так: признак, указанный в столбце "личное", наиболее ярко работает на личном уровне, а находящийся в столбце "соционное" - на соционном уровне.

Пройдемся немного по дихотомиям. Сочетание квестимности / деклатимности и правости / левости определяет соционную роль ТИМа, а именно: правый квестим – программатор, правый деклатим – координатор, левый деклатим – реализатор, левый квестим – накопитель. Эти две дихотомии наиболее соционны, поскольку из них следует сам характер вклада ТИМа в решение соционных задач.

Позитивизм / негативизм – очень яркая дихотомия соционного уровня – она показывает направленность ТИМа на решение принципиально различных соционных задач; позитивисты призваны видеть новое везде и обращать на него внимание окружающих, негативисты же, напротив, "должны" предохранять общество от неконструктивных идей и решений и сосредотачиваться на достижимом, реальном, проверенном. Например, Ленин () отстаивал построение социалистического государства в одной "отдельно взятой" стране в противовес идеологам мировой революции. Аналогично, блицкриги Гитлера (), обусловленные его крайним нежеланием воевать долго, есть хорошая иллюстрация негативизма в военной стратегии. Интересно, что одним из основных оппонентов приведенной выше идеи Ленина был Троцкий (). Но каждый из этих политиков-негативистов понимал ситуацию того времени по-разному: Ленин с позиций ЧЕРНАЯ СЕНСОРИКА- (пространственное ограничение революционной ситуации), Троцкий с позиций ЧЕРНАЯ ЭТИКА+ (постепенное торжество большевистского метода и коммунистической идеологии в разных странах). Пример позитивистской геополитики являет Наполеон Бонапарт (), который был уверен в возможности "дружелюбного" завоевания европейских стран при условии создания на их территории марионеточных правительств и сохранении видимости суверенитета. В то же время никакой структуры управления, никакой внятной "вертикали власти" этот завоеватель не создавал, а рассчитывал только на силу оружия и своего авторитета; это весьма типичный для позитивиста подход.

Следующие 3 дихотомии таблицы делятся на личные и соционные по следующему признаку: если они обрабатывают иррациональные аспекты, то относятся к личным, если рациональные – то к соционным.

Если обратиться к [1], то видим: решительные / рассудительные рассматривают расположение в вербальных блоках модели А либо ЧЕРНАЯ ИНТУИЦИЯ и БЕЛАЯ СЕНСОРИКА, либо ЧЕРНАЯ СЕНСОРИКА и БЕЛАЯ ИНТУИЦИЯ, в то время как веселые / серьезные – аспектов БЕЛАЯ ЛОГИКА и ЧЕРНАЯ ЭТИКА, либо ЧЕРНАЯ ЛОГИКА и БЕЛАЯ ЭТИКА; тактика / стратегия анализирует расположение иррациональных аспектов в контактных или инертных блоках модели А, а конструктивность / эмотивность – расположение в этих же блоках рациональных аспектов; наконец, беспечность / предусмотрительность рассматривает расположение иррациональных аспектов в оценочных или ситуативных блоках, а уступчивые / упрямые – расположение в этих же блоках рациональных аспектов.

Иррациональные аспекты как воспринимающие тесно связаны с личным опытом, в то время как рациональные аспекты – суждение – опираются на коллективный опыт (не может быть исключительно личного суждения!) и потому ближе к соционному уровню функционирования.

Глядя на таблицу, нельзя не обратить внимания на то, что все привычные ТИМные характеристики как бы раздваиваются: часть из них оказываются личными, остальные – соционными.

Есть ТИМы, у которых полюс признака остается неизменным при переходе от личного к соционному; другие ТИМы меняют полюс. Например, признак "структура речи": ТИМ ориентирован на новые знания и на личном уровне, и на соционном, а ТИМ – только на личном; на уровне соционном этот ТИМ тяготеет к тиражированию известного.

Здесь мы подходим к одной интересной закономерности. Она связана с динамикой личного и соционного. В общих чертах видно следующее:

1. Личное присутствует в информационном метаболизме человека изначально, к нему не надо "приходить", до него не надо "дорастать", это – "стартовые позиции". Соционное можно реализовать только сознательно, занимаясь определенной деятельностью в рамках относительно узких социальных задач – реализуя соционную роль и блок ЭГО своего ТИМа. Далеко не каждый переходит в своей жизнедеятельности от личного к соционному; для этого необходимо сознательное ментальное усилие.

2. Чем старше человек, тем выше вероятность реализации им соционного уровня его ТИМа. У детей и подростков затруднительно разглядеть дихотомии соционного уровня.

3. Соционный уровень, даже будучи реализованным, не отменяет личный, просто последний отодвигается на задний план, становится менее заметен и менее значим для человека. Например, человек ТИМа , активно реализующий свои соционные качества, может быть понят как квестимный правый позитивист, веселый логик и уступчивый конструктивист. А его статика, иррациональность, интуиция и т.п. не очень заметны, их "не видно", в мышлении и поведении эти дихотомии более или менее стерты.

4. Если полюса дихотомий по одной группе признаков у ТИМа не совпадают, то имеет место трансформация или "дрейф" от изначальных личных установок к установкам соционным. Это явление можно назвать "преломлением" ТИМных характеристик; оно рождает понятие экстремальных групп ТИМов.

Об этом – подробнее. В экстремальную группу по каждому признаку входят ТИМы, у которых и на личном, и на соционном уровне сохраняется один и тот же полюс признака.

Экстремальные группы представлены в таблице:

Признак

Экстремальные группы

Структура речи

Статики квестимы

Динамики деклатимы

Целеполагание

Иррационалы правые

Рационалы левые

Энергетический режим

Экстраверты позитивисты

Интроверты негативисты

Фильтры восприятия

Сенсорики логики

Интуиты этики

Общественные стратегии

Рассудительные веселые

Решительные серьезные

Характер общественных контактов

Тактики конструктивисты

Стратеги эмотивисты

Ритм жизни

Беспечные уступчивые

Предусмотрительные упрямые

Рассмотрим некоторые характеристики экстремальных групп ТИМов.

1. Признак "структура речи".

Группа статиков квестимов (, , , ) и на личном, и на соционном уровнях ориентирована на новые знания, на постановку сложных, неоднозначных, подчас риторических вопросов. Всё общепринятое для них не является в интеллектуальном плане неприкосновенным: если назрели сомнения, их следует высказать. Для квестимных статиков крайне важно заставить людей задуматься над какой-либо проблемой и склонить их самостоятельно найти её решение.

Противоположная экстремальная группа представлена динамиками деклатимами (, , , ). ТИМы этой группы настроены прежде всего на трансляцию уже существующих и более или менее устоявшихся знаний, чутки к конъюнктуре; сложные вопросы и особенно обсуждения проблем им неинтересны. Основной "пафос" этой группы – идейный консерватизм, назидательность и жесткая ориентация на эксперимент и внедряемость, полезность информации, которую стремятся проверить сами, прежде чем кому-то предлагать.

2. Признак "целеполагание".

Группа правых иррационалов (, , , ) жестко ориентирована на цель, методология для них не просто вторична, но и неинтересна. Для них вопрос "как" не принципиален, что в худшем случае рождает откровенную неразборчивость в способах достижения поставленных целей. Правые иррационалы – люди "миссии", которую понимают достаточно широко и в которую легко вписывают и свою личную жизнь. Личные цели у них естественно переплетаются с миссией соционного уровня.

Экстремальная группа левых рационалов (, , , ) своими целями считает "расширенное воспроизводство" когда-то воспринятых методов. Цели для них всегда условны, может быть даже произвольны. Зато методы – стабильны, это краеугольный камень их мышления. Свою соционную задачу эта группа понимает как оттачивание некоего эффективного (по их мнению) метода с целью его успешного внедрения для реализации любых целей.

3. Признак "энергетический режим".

Экстраверты позитивисты (, , , ) склонны тратить энергию на всё, что кажется им интересным и перспективным. Последствия возможного переутомления им мало беспокоят: было бы интересно и увлекательно. Соционная роль экстравертов демократических квадр – продвижение в общество новых идей, пропагандистская активность, смелые эксперименты. Жизнь людей с экстравертной позитивной установкой исключительно насыщена разнообразными событиями и общением; они стараются ни от чего не отказываться, всё пробовать. Это имеет большое значение для социона, для развития общества: кто-то же должен растрачивать себя ради всеобщего блага и прогресса.

Интроверты негативисты (, , , ) стараются сберегать свои силы, где и когда это только возможно: ничего лишнего! Мало того, они считают чуть ли не своим долгом уберегать других людей от излишних энергозатрат и непродуманных действий. Интроверты негативисты боятся переутомлений, не умеют перенапрягаться на работе, испытывают существенный дискомфорт, когда по чьей-то просьбе или приказу вынуждены совершать энергозатратные и неэффективные поступки. ТИМы данной экстремальной группы являются по своей соционной миссии охранителями общества от всего непроверенного, незрелого, недостоверного. Они требуют доказательств от авторов различных нововведений, вообще очень недоверчивы. Интроверты негативисты – это своего рода соционный фильтр, не позволяющий проникать в общество деструктивным или даже опасным массивам информации. ТИМы этой группы присутствуют в демократических квадрах: они как бы уравновешивают разнонаправленную (и не всегда сбалансированную!) познавательную активность экстравертов позитивистов.

4. Признак "фильтры восприятия".

Группа сенсориков логиков воспринимает и транслирует вовне преимущественно информацию о внешнем – о материальных объектах и их характеристиках, о пространстве и его качествах, о технологиях различных действий, о законах природы и т.п. Вся остальная информация для ТИМов этой группы несущественна, зыбка или просто не заслуживает доверия – её "отсеивает" фильтр восприятия.

Группа интуитов этикови на личном и на соционном уровне выискивает и продуцирует информацию о внутренних, скрытых явлениях действительности – об отношениях между людьми и коллективами, о человеческих чувствах, эмоциях, о разнообразных прогнозах развития событий, о сути сложных политических, социально-экономических, психологических явлений и проч. – в этом состоит соционная миссия "гуманитариев". Сведения о "грубой материи" для ТИМов этой группы не слишком интересны: такие сведения просто пассивно воспринимаются ими по мере необходимости.

5. Признак "общественные стратегии".

Группа рассудительных веселых ТИМов (I квадра) максимально далека от накопления разнообразных материальных ценностей и создания материальных благ. Это связано с тем, что рассудительность "исключает" из ценностей ТИМа аспект ЧЕРНАЯ СЕНСОРИКА (он связан, помимо прочего, с обладанием пространством и материальными предметами), а веселость также "исключает" аспект ЧЕРНАЯ ЛОГИКА, который, в свою очередь, символизирует процессы создания материальных ценностей и зарабатывания финансовых средств. Ни ЧЕРНАЯ СЕНСОРИКА, ни ЧЕРНАЯ ЛОГИКА в I квадре не обсуждаются и не являются ценностными аспектами, следовательно, резонно назвать ТИМы этой квадры "расточителями". "Вещей и денег стараются иметь "сколько нужно", сколько "полагается", "принято". Но об этом не говорят, планов "обогащения" не обсуждают, как и возможных выигрышей и проигрышей" [1]. Соционная миссия ТИМов этого типа общественной стратегии (БЕЛАЯ СЕНСОРИКА и ЧЕРНАЯ ЭТИКА) - наслаждаться жизнью во всех её проявлениях, реализовать накопленные ранее блага. Рассудительные веселые расслабляют общество, помогают ему отдыхать, переключаться.

Противоположная экстремальная группа решительных серьезных (III квадра) имеет в ценностных аспектах как ЧЕРНАЯ СЕНСОРИКА, так и ЧЕРНАЯ ЛОГИКА. Следовательно, её соционная прерогатива – создание наиболее функциональных материальных благ (ЧЕРНАЯ ЛОГИКА) и контроль над ними, управление их распределением (ЧЕРНАЯ СЕНСОРИКА). Накопление материальных ценностей и финансовых средств в этой квадре – предмет обсуждений и признанная ценность. Понятно, что личности с ТИМами III квадры при прочих равных условиях имеют предпочтительные шансы для достижения экономического успеха в широком смысле.

6. Признак "характер контактов".

Группа меценатов-конструктивистов (, , , ) ориентированы на личном и соционном уровнях функционирования на практическую помощь, в основном кратковременного характера. На личном уровне это помощь сенсорная – деньгами, материальными предметами; на соционном – логическая, то есть технологиями выполнения различных действий. Конструктивисты готовы даже выполнять чужую работу сами, чтобы не вдаваться в подробные объяснения сложных технологий. Контактность меценатов-конструктивистов отличается кратковременностью: они быстро оказали сенсорно-логическую помощь, и "пошли дальше" - помогать другим. В этом плане данная группа ТИМов ведет себя "тактически", вне связи с перспективой и планами на будущее.

Группа дипломатов-эмотивистов (, , , ) оказывает в основном помощь интуитивную (как дипломаты) и этическую (как эмотивисты). Такая помощь редко бывает ситуативной и кратковременной, напротив, интуитивно-этические контакты требуют времени и всегда в той или иной степени ориентированы на будущее. Дипломаты-эмотивисты не склонны снабжать страждущих деньгами и вещами: они дают советы, как всё это заработать, и склонны сочувствовать всем, кто этого достоин и в этом нуждается. Эмотивист – с соционной точки зрения – общественный "утешитель"; он видит свою задачу в энергетической (и, в частности, эмоциональной) поддержке окружающих. Стратегический характер сочувствия эмотивистов заключается в том, что они настроены помогать тем, кто будет полезен в будущем (интуиция в контактном блоке модели А, интуиция как инструмент общественных контактов).

7. Признак "ритм жизни".

Прежде чем рассматривать экстремальные группы ТИМов по этому признаку, необходимо небольшое теоретическое отступление. Под "ритмом жизни" в данном контексте понимается степень ситуативности или, напротив, предопределенности информационно-энергетических реакций людей различных ТИМов. Ситуативность рождает своеобразный "рваный ритм", но и заметную "легкость" поведения, которую обуславливают динамичные, зависимые от ситуации элементы. Недаром Аушра в [1] дала аспекту БЕЛАЯ СЕНСОРИКА ёмкое название "гедонизм".

Как нам представляется, наиболее значимы в плане ритма жизни аспекты материального плана (сенсорные и логические) как отражающие соприкосновение с предметной реальностью. Аспекты интуитивные и этические менее четко и зримо реализуются в процессе жизнедеятельности.

Если принимаем такое допущение, то видим: у уступчивых и беспечных (, , , ) в оценочных блоках модели А располагаются БЕЛАЯ СЕНСОРИКА и ЧЕРНАЯ ЛОГИКА – динамические элементы, а у упрямых предусмотрительных (, , , ) – статические ЧЕРНАЯ СЕНСОРИКА и БЕЛАЯ ЛОГИКА. Динамические элементы как раз и рождают то, что принято называть ситуативностью, а статические обуславливают предопределенность. Можно сказать и так: БЕЛАЯ СЕНСОРИКА и ЧЕРНАЯ СЕНСОРИКА – это ключевые элементы для определения ритма жизни на личном уровне, а ЧЕРНАЯ ЛОГИКА и БЕЛАЯ ЛОГИКА – на уровне соционном.

Теперь чуть подробнее об экстремальных группах.

Беспечные уступчивые и на личном, и на соционном уровнях демонстрируют ситуативное поведение: они зависимы от сенсорных ощущений и более или менее активно ищут их ("гедонисты"), и склонны, не раздумывая долго, выполнять ту работу, которая есть в данный момент (ЧЕРНАЯ ЛОГИКА). Они относительно легко соглашаются помочь кому-либо делом, сделать необходимую работу. Можно сказать, что уступчивость (в том числе в рабочих вопросах) их соционная миссия. Для ТИМов этой группы любая фиксированность и предопределенность (в том числе и долгосрочных планов) нежелательна, неприятна. Им ближе простой ситуативный подход, когда планы есть и даже тщательно проработаны, но всегда могут быть подвинуты либо ради приятных ощущений, либо ради срочной или важной трудовой задачи.

Предусмотрительные упрямые не покупаются на острые ощущения; их отличает привычное состояние мобилизованности (ЧЕРНАЯ СЕНСОРИКА), сосредоточенности, они стараются держать под постоянным контролем свою "территорию" и сохранять её характеристики в неприкосновенности. "Упрямство" заставляет их постоянно - сознательно или нет – требовать к себе уважения; следить, чтобы другие не обнесли, не задели, не обидели, не занизили статус (БЕЛАЯ ЛОГИКА). Для ТИМов этой группы характерна общая настороженность; с ними трудно договориться, а сами переговоры обычно продолжительны. Прежде чем согласиться выполнять какую-либо работу, упрямые тщательно взвешивают, не повредит ли она их статусу в обществе, достойна ли она их внимания. Соционная миссия этой группы ТИМов – поддержание в обществе баланса сил и иерархии статусов.

Когда имеется описанный выше феномен "преломления" дихотомий одного признака при переходе с личного уровня на соционный, возникают "группы преломления". Коротко опишем их основные особенности.

Признак

Группы преломления

Структура речи

Статики деклатимы

Динамики квестимы

Целеполагание

Иррационалы левые

Рационалы правые

Энергетический режим

Экстраверты негативисты

Интроверты позитивисты

Фильтры восприятия

Сенсорики этики

Интуиты логики

Общественные стратегии

Рассудительные серьезные

Решительные веселые

Характер общественных контактов

Тактики эмотивисты

Стратеги конструктивисты

Ритм жизни

Беспечные упрямые

Предусмотрительные уступчивые

1. Признак "структура речи".

Группа статиков деклатимов (, , , ) опирается на новые знание на личном уровне функционирования; их многое интересует. Но при переходе на уровень соционный эти интересы теряют приоритет – здесь реализуется подстройка под традиционные для социума массивы знаний, включая их развитие. Получается, что свой собственный ментальный креатив (связанный со статикой) приходится "задвигать", реализуя социально значимые задачи, и отдавать предпочтение реализации (вероятно, вполне творческой) чужих идей.

Динамики квестимы (, , , ) для своих собственных нужд довольствуются "пережевыванием" существующих знаний, их личная жизнь не требует креативности и развивается по инерции. Решая задачи соционного уровни, личности с ТИМами этой группы стремятся ставить непростые, философские вопросы и призывают окружающих культивировать новые знания, что-либо придумывать. Иными словами, общественная жизнь выводит эти ТИМы из инерционного состояния (чего никак нельзя сказать о противоположной экстремальной группе по данному признаку).

2. Признак "целеполагание".

Группа иррационалов левых (, , , ) имеет достаточно большое число личных целей, но при переходе на соционный уровень функционирования они вынуждены подстраиваться под доминирующую методологию. В результате может происходить некоторое ущемление личных целей, на соционном уровне целью становится поддержание имеющихся методов в работоспособном состоянии.

Рационалы правые (, , , ) ярких личных целей не развивают, располагая обширной личной же методологией, которую стараются постоянно обогащать. Соционный уровень функционирования включает их целеполагание, но оно носит глобальный характер, не затрагивая личностный уровень. Например, диктаторы XX века – Гитлер () и Сталин () не декларировали и не преследовали каких-либо ярких личных целей, зато цели соционного уровня у них имелись в избытке и транслировались максимально широко.

3. Признак "энергетический режим".

Группа экстравертов негативистов (, , , ) готовы тратить значительные объемы своей энергии на личные в широком смысле дела. При переходе на соционный уровень они становятся осторожнее, проявляются как скептики и призывают окружающих к сдержанности, подавая сами в том пример. Получается, что социальная и рабочая активность ТИМов данной группы уступает по интенсивности активности в сфере личных целей; то, что делается для себя оказывается энергетически приоритетнее, чем то, что выполняется по социальному заказу.

Интроверты позитивисты (, , , ) энергетически инертны на личном уровне, им как бы жалко тратить силы на повседневность и быт. Зато при переходе на соционный уровень они теряют осторожность и осмотрительность и легко тратят силы на различные новшества, готовы во многое верить и пропагандировать свежие и интересные с их точки зрения начинания. В этой группе ТИМов социальная и рабочая активность заметно более энергозатратная, чем активность "на личном фронте".

4. Признак "фильтры восприятия".

Группаинтуитов логиков ("сайентистов" - , , , ) на личном уровне отдает предпочтение информации о нематериальных объектах и явлениях, при переходе же на уровень соционный материальное берет верх. Интуитивные явления и процессы – это как бы "личное хобби" сайентистов; социальная их работа обычно связана с материальной (логической) информацией.

Сенсорики этики ("социалы" - , , , ) при решении задач личного уровня опираются на материальную информацию, исходят из конкретных ощущений. Интерес к явлениям скрытым и нематериальным проявляется у них только при участии в общественной жизни и в том числе при выполнении своей соционной роли.

5. Признак "общественные стратегии".

Группа рассудительных серьезных (IV квадра) на личностном уровне довольно спокойно относится к материальным ценностям и много внимания уделяет идеям, абстрактным планам. Могут быть даже расточительны, если речь идёт об удовольствиях для себя или близких. Зато на соционном уровне эта группа ТИМов реализует технологии создания и накопления материальных средств, а также эффективного управления финансовыми ресурсами. На соционном уровня относятся к материальным ресурсам серьезно, на личном – расточительно.

Группа решительных веселых (II квадра), напротив, расточительна со средствами при решении задач соционного уровня. Политики из II квадры (например, Ленин, Сталин, Гитлер, Тито) легко санкционируют траты средств на различные масштабные проекты, в том числе и сомнительные. Для личных целей в этой квадре средства отпускают неохотно, стараются жить экономно или даже аскетично; тратят на себя и близких столько, сколько считают минимально необходимым.

6. Признак "характер контактов".

Группа тактиков (меценатов) эмотивистов (, , , ) на личностном уровне ориентированы на оказание кратковременной практической и материальной помощи. Они относительно легко расстаются с финансовыми средствами ради помощи близким и друзьям, не накладывая на них каких-либо жестких обязательств. На социальном и соционном уровнях ТИМы этой группы демонстрируют стратегический подход и склонны к долговременной помощи советами этического и психологического характера. Выходит, что основной "контактный" императив этой группы: практическая помощь – только близким.

Группа стратегов (дипломатов) конструктивистов (, , , ) на личностном уровне реализуют контакты в форме "мудрых" советов, связанных в основном с перспективами на будущее, как бы отвечают на вопрос "что делать?", если события будут развиваться тем или иным образом, причем негативисты и тяготеют к пессимистическому сценарию развития, а позитивисты и – к "радужному". Своих близких, как правило, одаривают не деньгами и материальными ценностями, а советами, как эти ценности заработать. При переходе на соционный уровень функционирования личности с ТИМами данной группы склонны брать на себя ответственность за исполнение масштабной работы (например, вверенного им коллектива сотрудников) и готовы ради успеха "общего дела" выполнить сами чужой участок работы. Особенно это характерно для и . и всегда рады продемонстрировать свою "технологическую" активность, если это замечается социумом. Здесь императив контактов такой: близким – умные советы, обществу – практическая отдача.

7. Признак "ритм жизни".

ТИМная группа беспечных упрямых (, , , ) на личностном уровне демонстрируют ситуативное поведение, мотивированное получением разнообразных сенсорных удовольствий. При переходе на соционный уровень картина поведения меняется, и личности и данными ТИМами становятся более собранными и даже способны бескомпромиссно отстаивать своё место в общественной иерархии; умеют требовать к себе постоянного уважения и учета их интересов (БЕЛАЯ ЛОГИКА). Этой группой ТИМов, таким образом, реализуется следующий императив ритма жизни: с близкими, в домашней обстановке – непринужденность и гедонизм, в общественной активности – ригидность, настойчивость и непримиримость.

Группа предусмотрительных уступчивых (, , , ), наоборот, на личном уровне насторожены и мобилизованы, всегда готовы к неприятностям и проблемам; ритм их "домашней" жизни жесткий и напряженный. На уровне соционном у этой группы ТИМов как раз господствует относительно свободный и трудно предсказуемый стереотип поведения, связанный с выполнением текущей работы (ЧЕРНАЯ СЕНСОРИКА) по вербальным или невербальным требованиям социума. Социальная жизнь этой группы определяется просто: есть работа – скорей за дело, нет работы – можно спокойно расслабиться.

Итак, в самых общих чертах описаны экстремальные группы и группы преломления по всем признакам таблицы (кстати, интересно, что экстремальные группы по большинству признаков включают ТИМы демократической биквадры, а группы преломления, наоборот, аристократической). В принципе, возможно детализировать эти описания с точностью до каждого ТИМа с учетом различных его характеристик как на личном, так и на соционном уровнях. Но это уже задача другой статьи.

В заключение заметим, что развитие идеи А. В. Трехова о личном и соционном может иметь очень широкие перспективы, в частности, в сфере выработок новых ТИМных характеристик, новых технологий типирования, свежего понимания структуры социона, уточнения особенностей интертипных отношений.

Литература.

1. Аугустинавичюте А. Теория признаков Рейнина. Очерк по соционике // „Соционика, ментология и психология личности”, 1998, №1-6.

2. Наполнение признаков Рейнина: результаты практических исследований//„Соционика, ментология и психология личности”, 2003, №1.

3. Прокофьева Т.Н. Об аспектах и функциях в соционике. // Соционика. Сборник докладов IV московской научной конференции, 2001.

4. Трехов А. Признак "квестимы/деклатимы", группы квестимности и кольца заказа //„Соционика, ментология и психология личности”, 2004, №1.

5. Трехов А. Признаки Рейнина для аспектов и ТИМов.//„Соционика, ментология и психология личности”, 2004, №2.

6. Цыпин П. Е. Технологии успешного типирования. Черная белка, 2005 г.

7. Цыпин П. Е. Базис Юнга и подлинный базис соционики, или Частичное перепрограммирование соционических функций // "Соционика, ментология и психология личности", 2005, №2.