Школа структурной соционики

Научного Соционического Общества

 
 
   

Структурная соционика

Программное заявление


Структурная соционика – это направление, которое ставит на первое место в изучении соционических явлений их структурные закономерности. Структура для нас приоритетнее аспектного наполнения и вообще содержания.

Иерархия структур, используемых нами:

  • структура ТИМа (модель А)
  • структурные закономерности интертипных отношений
  • структура квадры
  • структура социона

Эти структуры являются – с позиций нашего направления - основными инструментами познания в соционике.

Мы, представители направления структурной соционики, считаем себя последователями Аушры Аугустинавичюте и ставим своей целью дальнейшее развитие данных ей идей, теорий и методов. Из этой программной установки следует ряд положений, которым необходимо мы следуем в соционической теории и практике. Всё нижеследующее можно обобщить термином «политкорректная соционика».

ТИМ есть не что иное как способ организации обработки человеком информации о том, что происходит как вовне человека, так и внутри его.

ТИМ затрагивает процессы, происходящие на ментальном, астральном, эфирном и физическом уровнях функционирования индивида и не затрагивает процессы атманического (духовного), буддхиального (ценностного) и каузального (событийного) характера.

Следовательно, ТИМ почти ничего не может сообщить о способе формирования человеком событий его жизни. Поэтому профессия, род занятий и возможность достичь в них успеха от ТИМа напрямую не зависит.

Другое дело, что ТИМ создает предпосылки для занятий тем или иным видом деятельности и накладывает на любую деятельность человека определенный отпечаток.

Иными словами, скажем, может быть дворником (хотя предпосылки для этого незначительные), но свою работу дворника он будет осуществлять преимущественно интуитивно-этическим, иррациональным и энергозатратным (экстравертным) способом. Исходя только из ТИМа (в данном примере – ) нельзя судить, станет ли человек хорошим дворником или плохим; для этого нужно знать способ формирования событий.

Итак, нет никаких оснований заявлять, что, например, не может быть актером, – писателем,– ученым, – поэтом.

Неверно и обратное, то есть нельзя сказать: если человек – бизнесмен, то его ТИМ , если актер – то , если генерал – то и т.п.

Нигде в основах соционики Аушры так вопрос не ставится; ни из какого элемента модели А не следует профессия человека, а смутно видны только ее отдаленные предпосылки. Такого рода высказывания мы считаем соционическим шовинизмом, которому нет оправданий.

Человек может проявлять вовне все 8 информационных аспектов своих психических функций, которые по сути своей равноправны, только одни – кинетические, другие – потенциальные, одни – витальные, другие – ментальные, одни – акцептные, другие – продуктивные. Нигде в работах Аушры не сказано, что одни функции – слабые, а другие – сильные.

С нашей точки зрения все ТИМы являются одинаково наделенными талантом, способностями. Нет бездарных ТИМов, и нет гениальных. Другое дело, что ТИМ указывает на предрасположенность к определенному виду деятельности.

Во всех соционических определениях мы руководствуемся принципом, что «трудно» не значит «невозможно». Например, трудно самому наладить в своем жилище комфорт, но не невозможно. Если он поставит себе такую цель – наладит, вопрос в том, сколько времени и энергии у него на это уйдет и как он будет при этом себя чувствовать. Событийный уровень соционике неподвластен.

Все виды интертипных отношений равноправны, нет ни плохих, ни хороших, каждые из них выполняют определенную психологическую задачу в жизни индивида.

Все социальные задачи или миссии ТИМов равноправны; нет причин утверждать, что некоторые социотипы, например, и , выполняют более важную и нужную обществу миссию, чем остальные. Общество существует и развивается только совместными усилиями представителей всех 16 ТИМов, всего социона.

Мы отрицаем принцип сознательного искажения типируемым информации о себе, то есть отрицаем «маски». С нашей точки зрения, любой человек может принимать 4 психических состояния: они соответствуют психическим функциям 4 блоков модели А его ТИМа. Кроме состояний, отклонение психической картины индивида от ТИМных стандартов может объясняться наличием у него определенного подтипа, которых насчитывается несколько систем.

Но нет никаких оснований утверждать, что, например, здраво и логично рассуждающий не может быть этиком, а он «находится в маске логика», которая указывает на то, что его «ломали в детстве», что он – «жертва обстоятельств», что он «нарочно пытается выглядеть логичным». Как уже отмечалось выше, ТИМ не связан напрямую с формированием событий и потому любой человек может рассуждать и поступать логично – независимо от ТИМа.

Необходимо принимать во внимание при типировании также уровень культуры и духовного развития, которые находятся вне соционики. Любой духовно развитый человек способен развивать свою мысль здраво и непротиворечиво, но иметь при этом этический ТИМ.

Соционическая практика требует формирования единой терминологической карты. Мы ведем соответствующую работу на основе базовых положений, данных в трудах Аушры Аугустинавичюте.


Алексей Трехов, Павел Цыпин.

2 июня 2007 г. Москва.

Статьи по структурной соционике

П. Цыпин "Базис Юнга и подлинный базис соционики или Частичное перепрограммирование соционических функций." Подробнее

П. Цыпин "Виртуальные смещения в квадрах и виртуальные образы образы ТИМов." Подробнее

A. Трехов "Личное и соционное в признаках Рейнина-Аушры" Подробнее

П. Цыпин "Личное и соционное в признаках Рейнина-Аушры: развитие идеи." Подробнее